Мы проконсультируем Вас в выборе. Подберем лучшее решение с учетом всех пожеланий.
Звоните 8 800 333-11-62
Главная / Азбука / Из истории текстильного декора в интерьере


Глава 1

Из истории текстильного декора в интерьере

Когда же впервые применялся текстильный декор для оформления жилых помещений? Его история начинается еще на заре человечества, когда первобытный человек, а это, скорее всего, была женщина, додумался завесить вход в свою пещеру шкурой зверя, оказавшейся под рукой. В те времена ничего не знали о ткачестве и других ремеслах. Но все это только предположения и домыслы, которые ни в коей мере не претендуют быть подтвержденными кем-либо или же отвергнутыми обществом. Происходящее было настолько давно, что первые шкуры же давно растворились во времени, ведь они не так долговечны как камень или керамика.

Польза и красота текстильных материалов

Более подтвержденными считаются факты использования текстильных декоров во времена глубокого Средневековья. Однако представление древних людей о данном материале было несколько иное, чем у современников. Тогда текстиль не был эстетически важной частью интерьера, а использовался исключительно с практической целью. В те времена на первом месте стояла задача выживания, а потому людям Средневековья было не до создания красоты в своих домах.

Даже средневековые замки и крепости не являлись уютным местом для постоянного проживания. Их главной задачей в те времена была выдержка даже самых длительных осад. Каменные помещения делались настолько большими, что их трудно было обогреть даже несколькими каминами. В комнатах, коридорах и гостиных залах постоянно было холодно, держалась невысокая температура, гуляли сквозняки. На пол и на многие стены просто вешались гобелены и ковры. Они также несли совсем не эстетическую функцию, а использовались для сохранения тепла в помещениях.
Стоит учесть
Согласно существующей теории именно в это время стало принято завешивать окна всем, что попадалось по руку. Это мог быть балдахин, покрывало с кровати, любой кусок материи или ковра. Делалось это с целью спрятать происходящее в комнате от любопытных глаз или от непогоды. В Средневековье еще ничего не знали о застеклении окон.
Однако стремление к созданию красоты и прекрасного было заложено в человека еще с давних пор. Эта необходимость была столь же сильна, как и инстинкт самосохранения. Независимо от века, в котором живет человек, он будет использовать возможность создания не только практичных, но и привлекательных внешне предметов. Таким образом, человек все равно будет возвращаться к заложенным в него потребностям и стремится к эстетике и утонченному вкусу. Со временем средневековые занавески видоизменились и стали не просто защитой от сырости, холода и ветра. Человек заложил в них свой творческий и художественный потенциал.

В то время творческая культура стала зарождаться не только во дворцах, но и в обычных деревенских хижинах. Крестьянские жилища стали наполнятся различными текстильными материалами, которые служили для украшения и убранства жилища, а не для создания различной одежды. Конечно, нельзя было считать чем-то особенным льняные и шерстяные полотнища, которые свисали с шестов и крючьев, ставших прообразами карнизов. И, все же, даже столь простые материалы и способы украшения могли дать удивительный эффект. Крестьяне постепенно учились окрашивать ткань, а также вышивать на ней простые геометрические узоры. Именно данное время можно считать началом становления необыкновенного искусства декорирования интерьера.

Первые начинания

Заметки об первых оконных занавесях в истории Европы датируются XVI веком. В то время они еще не представляли собой полноценные шторы, однако могли в какой-то мере защитить человека и его жилище от непогоды. Не застекленные окна закрывали специальными фенестралами, которые выглядели как решетчатые распорки. Со временем даже эта конструкция стала видоизменяться. Между решетками натягивали тонкое полотнище предварительно промасленной ткани. Как правило, использовалась парусина или домотканое полотно. Данная конструкция стала прародителем современных жалюзи и получила название «солнечных штор».

А вот прообразы современных штор представляли собой единое цельное полотнище. Позже в моду вошло его разделение на две ровные раздвижные части. В домах простолюдинов продолжали использовать как основной материал шерсть и лен. Более богатые дома украшались при помощи шелка, венецианской парчи и генуэзского бархата. К сожалению, первые начинания создания декоративных элементов не отличались особой искусностью, а были довольно просты. Окрашенную ткань для оконных штор часто просто обшивали различными лентами. Тогда это было вершиной эстетизма.
На заметку
Многие тогдашние аристократы использовали в убранстве своих комнат украшенные шторы. В замке Рене Анжуйского были замечены расшитые голубым и белым шелком флаги из белой ткани. Еще наряднее выглядела резиденция Анны Бретонской. Ее окна были украшены темно-алыми полотнищами из дамаста, обшитые лентами. Тогда же вошло в моду менять оконные драпировки в различное время года. К такому способу выделиться прибегали многие владельцы богатых замков. К примеру, в летнее время в окнах Арандельского поместья был виден желто-красный дамаст, а вот зимой его сменяло плотное полотно из бобрика.
Широко использовались в качестве различной декоративной отделки шнуры и ленты, гобеленовое шитье и небольшие полоски бархата. Изначально они служили для украшения нарядов, а после ими подвязывались портьеры возле окна и балдахина над кроватями. Стоит отметить, что еще в Средние века спинки стульев было принято украшать кусками красивой ткани. Эта идея дала начало производству современных мягких кресел.

С приходом XVII века в быту людей появилось еще одно новшество. Наконец, была окончательно разработана технология остекления оконных проемов. В результате, сами окна стали намного больше по габаритам, так как жителям домов больше не был страшен холод или сырость. Новшество позволяло пропускать в жилые помещения больше солнечного света, создавая хороший источник освещения комнат. Мощный импульс получило в XVII веке и искусство декорирования текстилем. Совершенствовалось убранство оконных драпировок, балдахинов и покрывал.

В тени балдахина

Еще древние римляне взяли в привычку завешивать кровати полупрозрачной тканью. В то время это была скорее необходимость, защищающая отдыхающих от назойливых насекомых в жаркое время. Скромный полог над кроватью в Средневековье стал трансформироваться в более богатый балдахин. Данная конструкция представляет собой громоздкое сооружение, которое окружает кровать со всех сторон. В местах не таких жарких как Италия, плотные балдахины использовали с целью защиты от холода.

Балдахины получили распространение в привычном обиходе не только богатых и обеспеченных людей. Однако во дворцах и поместьях на роскошные ткани тратилось немало денег, их вручную расшивали золотыми нитями и прочими украшениями, а вот простые крестьяне изготовляли балдахины из более дешевых и доступных материалов. Обычный ремесленник, как правило, имел всего одну, но довольно широкую, кровать в доме. На ней спала вся семья простолюдина, в том числе и его дети.

Наибольшую популярность в мировой истории получило ложе дочери английского Генриха VIII «королевы-девственицы» Елизаветы. Был подписан в 1581 году специальный указ, согласно которому августейшая особа должна отдыхать на ложе с резного орехового дерева, украшенного золотом. Особое внимание отводилось балдахину над драгоценной кроватью. Он был не менее роскошным и был собран их бархата, серебряной парчи и тафты. Его кромку оббивали серебряной, золотой и шелковой бахромой. Каждый шов был укрыт за шнуром, покрытым золотом или серебром. Сам еже шнур крепился на специальных золотых и серебряных пуговицах и петлях. Для верха всей конструкции покупался в Брюгге специальный малиновый атлас, который украшался большими плюмажами шерстью. Каждый плюмаж имел по несколько страусовых разноцветных перьев, крепящихся золотыми булавками. Внутренняя часть балдахина также имела неотразимый вид и была отделана ярко-оранжевым атласом с венецианским золотым шитьем, а также с цветными вставками из шелка, драгоценной бахромой и серебряными булавками. Такой балдахин был действительно достоин королевской семьи!

Нельзя не взять во внимание еще одного короля, привыкшего ни в чем не отказывать себе. Это «король-солнце» Франции Людовик XIV. Он любил устраивать приемы придворных и гостей поместья в своей спальне. Король принимал толпы людей лежа на роскошной кровати с дорогим балдахином.

Оставил свой след в истории великий французский декоратор Даниэль Маро. Он стал известен благодаря созданию действительно роскошных балдахинов для кроватей. Дизайнер того времени использовал в своих работах огромные полотна ткани, которые украшались кистями, перьями птиц и различными оборками. Такие изделия служили не только для защиты от холода и других практичных целей. Такие роскошные приспособления уже несли некую эстетическую ценность и нагрузку. В то же время, убранство балдахина говорило о богатстве и статусе своего хозяина.

Маро стал и дальше воплощать свои идеи в жизнь. После они твердо укоренились в мебельном производстве и искусстве. Даже сейчас придуманные им мотивы используются для украшения спинок диванов и кроватей, но уже в более элегантном и упрощенном виде.

Фантазии и эксперименты

Поле наступления 1700 года декорирование интерьера текстильными элементами переходит на более совершенный и новый этап своего развития. Значительно возрастает количество и разновидность используемых тканей, приемов отделки, фасонов. Появляются первые фестоны на шторах, уже спустя много лет такой прием получит название «австрийской шторки», а также будет широко использоваться в декорировании помещений. Особо эффектно такой тип занавесок смотрится с высокими оконными проемами. По мнению многих специалистов в XVIII веке был достигнут пик совершенствования и развития искусства декорирования окон. В будущем уже больше не было столь стремительных показателей. Тогда мастера данного дела работали исключительно с дорогим и красивыми материалами. Им приходилось проявлять всю свою фантазию и экспериментировать, чтобы в результате получить что-то принципиально новое. Они старались производить работы, которые могли удовлетворить тонкий вкус дворян. Даже при кажущейся простоте прямых линий, фасоны того времени стали настоящим эталоном для будущих мастеров.

Неоклассический стиль, который можно наблюдать и по сей день, появился на гране второй половины XVIII и началом XIX веков. Большое влияние на культуру того времени оказали раскопки в Италии. В то время археологи смогли найти останки древних античных городов Геркуланума и Помпеи. На направление новой моды значительно повлияли найденные мозаичные узоры и фрески на полах, стенах древних строений. Мода того времени сильно разрослась не только по всей Европе, но и попала за океан. Не был оставлен без внимания и дизайн интерьеров. В быту появились первые карнизы, концы которых украшались различными декорированными элементами. Как правило, это были заостренные фигуры в виде лавровых венков, дротиков и прочих военных мотивов, символизирующие славу Вечного Города.

Известный декоратор из Шотландии XVIII века Роберт Адам внес во многие свои работы античные мотивы. Задачей мастеров того времени было не только украшение высокого и узкого окна по тогдашней моде, но и всего окружающего его пространства. Роберт Адам практически исключил с обихода фестоны. Однако используемая им ткань стала спадать прямыми длинным складками, создавая дополнительный объем всему сооружению. Он также выступил инициатором нового вида крепления с помощью резных деревянных карнизов, украшенных дорогим металлом.

Огромной популярности в конце XVIII века получили французские шторы с характерными для них обильными оборками, каймой и бордюрами. Прямая линия сменяется волнистыми мотивами, вдохновившими многих мастеров и декораторов. В качестве основных материалов использовались «летучие» легкие ткани, как, к примеру, хлопок, шелк, атлас и тафта. На второй план отходит предназначение штор, которые применялись для контроля светового потока. Теперь они несут только эстетическую функцию. Более красивыми и отделанными богатым материалом становятся гардины.

Возможности будущего

На дальнейшее развитие декорирования текстильными материалами повлияло усовершенствование технологии разработки стекла. Во многих домах ранее использовались наборные стекла, которые представляли собой небольшие фрагменты, имеющие различную форму. Их собирали на примере пазла вместе. Позже появилась возможность создания цельного стеклянного полотна. Меняется форма многих окон, они становятся гораздо шире. С измененным размером меняется и поле деятельности декораторов. Теперь их изделия должны стать гораздо шире и полностью прикрывать оконные проемы.

На начало XIX века снова припал взлет неоклассицизма в стиле текстильного декора. Шторы заметно утяжеляются, становятся весьма тяжеловесными. Акцент теперь делается исключительно на дополнительные декоративные элементы, среди которых различные гирлянды, фестоны и кружево. Распространилось использование бахромы, розеток, кистей и галуна. Каждый декоративный элемент изготовлялся вручную с использованием серебряных и золотых нитей. Детали для украшений напоминали целые шедевры искусства. Часто инженерная часть гардины, в том числе гардины с флеронами, пряталась за различными драпировками, оставляя на виду только красиво выделенную ткань. Такой примем позволял скрывать техническую часть вопроса, позволяя любоваться роскошным видом на декор.

В это время появляется еще одно значимое новшество в оформлении окон. При декорировании стали использовать не один, а два и больше видов ткани. Такой подход значительно расширил возможности декораторов, позволив им осуществить самые смелые идеи в жизнь. Часто материал различался не только своим цветом, но и самой фактурой. Нижняя штора создавалась из летучей ткани, шелка или газа. А основной слой шторы был из более плотного материала. Сегодня такой подход широко используется во многих домах. Появилась асимметрия в оформлении окон, а также расширилось разнообразие фасонов.

Богатство соответствует сложности

Все же, принцип «благородной простоты» не смог укоренится в XIX веке. Декораторы Америки и Европы в поисках новых идей все чаще обращаются к прошлому. Старые стили снова вошли в моду и вдохновились новым временем. Источниками вдохновения были периоды наиболее ярких изменений в стиле текстильного декора. В работе использовались образы Средневековья и времен правления Елизаветы, от периода власти баронов Шотландии до Людовиков XIV и XV. Никто не смущался от такой удивительной смеси многих эпох. Люди даже принимали создавшийся новый стиль с его удивительными вариантами за наиболее приемлемый. Это открывало горизонты новым исследованиям.

Основой стиля стали пышные оконные гардины и внешний блеск конструкций. Показателем стиля и качества было богатство материала и сложность исполнения сооружения. На престижность влияло и количество используемых украшений. Современные ткани также немного изменились, они поменяли фактуру, а с появлением новых красителей обрели более широкую цветовую гамму. Окрас материала стал насыщеннее и временами агрессивнее. Многие разнообразие убранства украшали яркие ядовитые цвета. Часто в окнах можно было увидеть комбинации с тяжелых портьер, внутренних штор и прозрачных гардин. От солнца помещение укрывалось в гардинах из голландского полотна. Такой декор отразился не только на окнах. Почти каждый уголок в помещениях был украшен драпировками.

Элегантность в простоте

Созданная изобильная пышность викторианской эпохи не могла не оставить своего отпечатка в истории. После достижения своего пика уже под конец XIX века пошла обратная реакция. Наступил период возвращения к простоте в стиле. Основатели данного направления можно назвать британских дизайнеров Филиппа Уэбба и Уильяма Морриса. Они пытались внушить идеи того, что все украшения служат только как дополнительное средство, но никак не становятся самоцелью. Критике подвергались любые дома с пышным убранством и излишеством в интерьере. По мнению дизайнеров, это свидетельствовало о полном отсутствии вкуса у их хозяев. Благодаря стараниям их сторонников новое направления в стиле быстро обретало популярность. Изобилие в интерьере и богатство декора теперь свидетельствовали о старомодности.

В XX веке мир постигло глобальное бурное явление, представленное мировой войной. Ее влияние также отразилось на дизайнерском стиле того времени. Несмотря на военное время, люди, тем не менее, пытались как-то украшать свои дома. Однако в это время поменялись подходы к некоторым проблемам. Предпочтение отдается практичности. Выбираются такие модели штор, которые удобно снимать и стирать.

В это время особыми заслугами стали известны декораторы Нэнси Ланкастер, Джон Фаулер и Сибил Коулфакс. Они не переставали осуществлять поиски оригинальных дизайнерских решений даже в столь непростое время. Им удалось создать новое стилистическое направление, которое получило название «английского кантри». Основными чертами данного стиля выступают лаконичность убранства, непринужденность и уют атмосферы в интерьере.

Продолжение поисков

Современные декораторы, наверное, оказались настоящими везунчиками. Им просто повезло творить в столь неординарное и уникальное время. В их распоряжении много новых материалов и тканей, различных фактур, качества и оттенков цвета, а также новые технологи производства. К тому же, при создании будущих моделей декора не нужно выполнять всю рутинную работу самому. Ее уже успешно стали выполнять компьютеры. Они дали возможность декораторам и дизайнерам заниматься исключительно творением чего-то нового.

В текущее время существует огромное разнообразие стилей декора. Удивительно то, что современники обладают несокрушимой терпимостью в их отношении. Они готовы с благодарностью принимать все богатое культурное наследие истории. Каждый мастер, руководствуясь работами предшественников, сам выбирает интересные ему направления. Все открытия минувших лет успешно реализовываются в современном интерьере. Старым приемам дают новую жизнь, привнося в них что-то новое и свежее.