Главная / Азбука / Форма окна


Глава 4

ФОРМА ОКНА
Особенности подхода к декорации окон различной формы .

При проектировании дизайна шторы важно учитывать не только пожелания заказчика, но и форму окна, которое отличается собственными конструкционными особенностями, напрямую зависящими от архитектуры дома. Иначе говоря, выполняя одни и те же функции – служить проводником света и воздуха в жилище, каждое окно «делает» это по-своему, проявляя свой индивидуальный «характер», свои достоинства и недостатки.
Задача декоратора – подчеркнуть первые и затушевать вторые. При условии грамотного подхода и знании некоторых основополагающих правил даже самое неудачно расположенное и неудобное окно можно превратить в подлинное украшение комнаты.

Высокие окна

Доставшиеся нам в наследство от архитектурных поисков и находок XVIII века, высокие окна до сих пор считаются одними из самых красивых и, что еще более ценно, представляют собой едва ли не самый «благодарный» материал в работе декоратора. Их оформление может быть решено практически в любом стиле, не встречая почти никаких препятствий и ограничений конструкционного характера. Вообще «испортить» неудачными шторами высокое окно труднее, чем любое другое, и наоборот, заставить его заиграть всеми красками и одним своим видом придать помещению стильный и привлекательный вид проще, чем окну любой другой формы.
Главное, о чем следует помнить при работе с высокими окнами, - слишком причудливый дизайн штор не должен мешать проникновению в помещение света. Отличаясь благородными пропорциями, такое окно не нуждается в особом «украшательстве», поэтому к подбору тяжеловесных карнизов или вычурных ламбрикенов следует подходить с осторожностью. Как ни парадоксально, но сдержанный и лаконичный дизайн штор способен смотреться на высоком окне не хуже, а лучше, чем самый «навороченный», и производить впечатление элегантного шика. Решений здесь может быть множество: не слишком широкая двойная штора с простым бандо или одинарная штора, перехваченная сбоку и образующая диагональную линию – все зависит от вкуса декоратора, назначения помещения и его общего дизайна.
Если предпочтительным представляется вариант открытой шторы (без карниза и ламбрикена), то особое внимание следует обратить на используемую ткань, ее фактуру и глубину цветового оттенка. Такую штору можно заложить неглубокими складками при помощи специальной тесьмы, опять-таки избегая обилия ткани, и оформив верх оригинальным бордюром. В качестве украшения могут быть использованы и элементы крепления шторы к штанге, например декоративные кольца или заменяющие их декоративные петли из лент или шнура.

Важное значение имеет также место прикрепления оконной драпировки. Лучше всего располагать шторы непосредственно над окном, в области архитрава, если, конечно, его архитектура это позволяет. Труднее справиться с этой задачей, если окно начинается очень высоко, практически сразу под потолком – тогда есть риск, что занавеси будут зрительно удлинять и без того слишком протяженное оконное пространство, нарушая его пропорции. Существует несколько приемов, позволяющих справиться с этой трудностью.
Например, можно укрепить карниз не наверху окна, а несколько ниже, так, чтобы он как бы «перечеркивал» плоскость окна по горизонтали, оставляя сверху небольшое незакрытое пространство. Карниз в этом случае должен быть подобран особенно тщательно, отличаясь безукоризненной формой. Также можно использовать не жесткое, а слегка провисающее бандо, которое отвлечет на себя внимание и зрительно сделает окно более пропорциональным.

Особенно внимательно следует подходить к декорированию высокого окна, которое к тому же является еще и узким. В принципе к узким окнам применимы все те рекомендации, которые были изложены выше, если такие окна занимают значительную часть стены от потолка до пола. Сложнее, если окно узкое, но не слишком высокое и заканчивается на большом расстоянии от пола. В этом случае необходимо во что бы то ни стало зрительно сделать его шире. Очевидно, что подобным окнам противопоказаны короткие шторы: они обязательно должны доходить до пола. Неплохой эффект дает применение двух видов ткани, контрастирующих по цвету. Можно также использовать такую «уловку», как окраска нижней части стены под окном в цвет, идентичный с цветом нижней части шторы.

Если в помещении вдоль одной и той же стены расположено два и больше узких окна, целесообразно решать их дизайн в целостности, например, объединив их единым ложным ламбрикеном, которое нашивается непосредственно на штору. В этом случае днем, когда шторы раздвинуты, бандо «исчезает», не препятствуя потоку света, зато вечером «возвращается» на свое место. Впрочем, следует иметь в виду, что при наличии в комнате нескольких окон совсем не обязательно, чтобы каждая штора могла свободно раздвигаться. В шторе, состоящей из двух полотнищ, одно из них можно жестко зафиксировать при помощи перехвата, уложив красивыми складками.

Для узких окон иногда целесообразно отдать предпочтение одинарной шторе, зафиксированной таким образом, чтобы она делила окно по диагонали.

Широкие окна

Окно, занимающее если не всю стену, то большую ее часть, также представляет собой проблему для декоратора. Первое, на что следует обратить внимание, это конструкция окна: состоит ли оно из нескольких створок или из одной, и каковы размеры каждой створки. В зависимости от этого должен измениться и подход к дизайну штор.

Если окно состоит из нескольких одинаковых по размеру створок, его монотонность можно нарушить, использовав для некоторых из них матовое стекло. Не лишним также будет обратить внимание на то, какой вид открывается из окна. Если это загородный дом, выходящий широкими окнами в сад, острота проблемы снимается сама собой.
Прекрасным выбором станут шторы простого дизайна из ткани, почти сливающейся по цвету со стенами, поскольку акцент будет перенесен из комнаты на красоты природы. Разумеется, дело обстоит совсем иначе, если за окном взору открывается индустриальный пейзаж или если дом выходит окнами на соседний, к тому же расположенный достаточно близко. В этих случаях вопрос драпировки окон приобретает огромное значение.
Что касается штор, то они могут быть как короткими, так и доходящими до пола – все зависит от назначения помещения. Например, на кухне для широких окон подойдут жалюзи или римские шторы по длине окна. Широкие, но не слишком высокие окна будут смотреться более гармонично, если их закрыть не просто длинными, но очень длинными шторами, образующими на полу свободные складки. Экономить на ткани здесь не приходится – ее должно быть много.
Удачным решением штор для широкого окна станет ламбрикен, сконструированный таким образом, чтобы он не только свисал сверху, но и захватывал боковые части окна. Зрительно это позволит сузить окно и придать ему более гармоничные пропорции.
У начинающего декоратора, столкнувшегося с необходимостью оформления широкого окна, часто возникает соблазн использовать большое количество украшений и декоративных элементов – ведь свободного пространства так много! Этого искушения надо постараться избежать, в первую очередь, потому, что выдержать в едином духе дизайн широкого окна, не впав в пестроту и суетливость, очень трудно. Сосредоточиться следует не на деталях, а на общем силуэте драпировок, обратив особое внимание на ткань.

Рисунок ткани для широких окон, пожалуй, важен, как не для каких других – именно потому, что любая ошибка приобретает в данном контексте во много раз увеличенное выражение. Ткань с мелким или средним рисунком, полоски, клетка – под абсолютным запретом. Здесь очень важно помнить: то, что смотрится прелестно на окне средних размеров, будет вызывать только раздражение, повторенное «до плюс бесконечности». Широкие окна, особенно если таких окон в комнате несколько, «терпят» только однотонные ткани или ткани с абстрактно-геометрическим крупным рисунком.

Но и при использовании однотонной ткани рекомендуется учитывать некоторые тонкости. Так, чтобы драпировки не смотрелись слишком монотонно, вызывая скуку, рекомендуется «разбить» их с помощью полос или бордюров из ткани контрастного оттенка – не только по бокам, но и понизу шторы. Ту же роль призваны сыграть ламбрикены, как бы группирующие штору в единое целое.
Если вид за окном кажется особенно неприглядным, желательно закрыть широкое окно прозрачным или полупрозрачным тюлем из муслина или вуали. Великолепный эффект производят эти ткани, если они к тому же украшены вышивкой в тон. А вот кружевных оборок лучше избегать – из-за размеров окна они просто «потеряются» и вместо нарядности будут производить впечатление неряшливости. Иногда целесообразно закрыть часть широкого окна постоянным экраном – он не только приглушит слишком яркий свет, но и зрительно разделит конструкцию на отдельные части, что опять-таки служит хорошим способом нарушить его монотонность.
Подбирая ткань для оформления широких окон, необходимо делать поправку на то, как она будет смотреться в реальности, учитывая, что света через такое окно проникает много. Плотная тяжелая ткань, преграждающая путь световому потоку, в этом отношении благоприятствует использованию различных декоративных элементов, тогда как легкая или полупрозрачная ткань не даст глазу сосредоточиться на них, делая их попросту лишними. Зато шторы из легкой ткани менее требовательны к дизайну, смещая акцент с окна на то, что находится за окном.

Все эти рекомендации приобретают особое значение, если широкое само по себе окно отличается неудачными пропорциями или снабжено уродливой рамой. В этом случае перед декоратором стоит непростая задача сгладить недостатки оконной конструкции. Например, если оно широкое и низкое, желательно не ограничивать драпировки одним окном, но протянуть их на всю стену, почти от угла до угла. Слишком протяженное окно целесообразно задрапировать несколькими «комплектами» штор, что визуально создаст впечатление, что в комнате не одно, а несколько окон более правильной формы. Также неплохо смотрятся на широких окнах римские или австрийские шторы, закрывающие часть окна – их можно использовать в дополнение к основным драпировкам.

Маленькие окна

Первый вопрос, который встает перед декоратором, имеющим дело с маленьким окном, заключается в следующем: а следует ли его вообще закрывать шторой? Если такое окно расположено в небольшой комнате, например мансардного типа, и снабжено красивой рамой, ответ, скорее всего, будет отрицательным.
В работе с маленькими окнами главное – чувство меры. Любые дизайнерские идеи следует оценивать именно с точки зрения их прикладной пользы. Так, сложные ламбрикены имеют мало шансов удачно вписаться в ограниченное пространство маленького окна, зато способны «украсть» и то небольшое количество света, которое через него проникает.
Почти всегда двойная штора на маленьком окне смотрится как излишество – здесь вполне достаточно одинарной. Особенно бдительным декоратору приходится быть, если маленькое окно отличается неудачными пропорциями или расположено дисгармонично по отношению к комнате в целом. Скорректировать форму слишком узкого окна можно с помощью шторы, прикрепленной к штанге, ширина которой больше, чем ширина окна. При этом важно не переусердствовать: слишком широкая штанга при раздвигании занавесей будет открывать часть стены, а этого лучше избегать.

На маленькие и узкие окна часто вешают короткие шторы, доходящие до подоконника, что в принципе оправдано, поскольку свисающая до пола штора будет зрительно увеличивать длину и узость окна, и без того не слишком приятную для глаза. Впрочем, можно немного удлинить штору, надо лишь не забыть при этом пропорционально увеличить и ее ширину с помощью выступающей за границы окна штанги, как было описано выше. Иногда неудачную форму окна можно скорректировать, приспособив к нему римскую штору, прикрепленную под самым потолком, намного выше верхней кромки окна; открывать ее в этом случае следует только до границы с рамой, создавая иллюзию, что за шторой находится не глухая стена, а продолжение окна. Маленькое окно хорошей формы можно выделить на фоне стены, окрасив его раму в контрастный цвет, либо, как вариант, обив раму тканью. Если окно расположено в нише, с ним можно поступить следующим образом: само окно закрыть прозрачной римской шторой или жалюзи, а по бокам от него повесить свисающие до пола прямые шторы, собранные широкими складками, желательно из ткани того же типа, что и ткань римской шторы.

Бывает и так, что окно настолько диспропорционально, что буквально «портит» весь интерьер. В этом случае декоратору не остается ничего другого, кроме как постараться его «закамуфлировать», то есть сделать максимально незаметным. Один из возможных приемов: подобрать к нему занавески того же цвета, что и стены, но на тон светлее или темнее. (Этот способ годится для «маскировки» любого окна отчетливо уродливой формы, не только маленького, но и слишком узкого или слишком низкого). Излишне подчеркивать, что от использования декоративных элементов в этом случае придется полностью отказаться.
Существенное значение имеет и выбор ткани. При оформлении дизайна маленького окна исключаются: тяжелый бархат, парча, шерсть и яркие набивные хлопковые ткани. Приветствуются легкие, воздушные ткани, возможно с некрупным рисунком, хорошо отражающие свет и способные уравновесить небольшие размеры окна. Подбирая для штор набивную ткань, полезно помнить об одной ее особенности: в образцах рисунок всегда кажется более мелким, чем в готовом изделии, так что на это следует делать скидку.
Еще одно прекрасное средство облагородить маленькое окно заключается в использовании двусторонних штор. Для этого в дополнение к основной ткани (это будет лицевая сторона шторы) подбирают еще одну, мягкого тона, повторяющего один из ее цветовых оттенков, и соединяют обе ткани вместе. Цветная изнанка придает всей конструкции необычайно комфортный и уютный вид. Очень хорошо на изнаночной стороне смотрятся ткани темно-розового или тепло-желтого цвета. Кроме всего прочего, они обладают способностью слегка видоизменять проникающий в комнату свет, делая его более мягким, от чего выигрывает все помещение в целом.

Балконные окна и застекленные двери

Такие окна, представляющие собой застекленную дверь и выходящие либо на балкон, либо прямо на улицу (в загородном доме), иногда называют французскими, поскольку именно во Франции они получили наиболее широкое распространение. Манера драпировать французские окна роскошными тяжелыми тканями, образующими на полу обильные складки, или плетеными портьерами ведет происхождение из XVIII-XIX веков. Сегодня похожие приемы тоже применяются, но к ним стоит обращаться, только если такое окно (вернее сказать, застекленная дверь) расположено по отдельности от других, обычных окон. Поскольку французские окна обычно бывают большого размера, к ним можно отнести все рекомендации, высказанные выше в адрес высоких окон.

В домах типа особняков, заново отстроенных или отреставрированных и отличающихся тщательно продуманным дизайном, балконные окна, как правило, выглядят очень привлекательно – с рамами из натурального дерева или отделанные шпоном, благородных пропорций, они в принципе не слишком нуждаются в том, чтобы их закрывали драпировками. Иногда бывает достаточно разместить в верхней части окна ламбрикен, например из антикварной ткани, а стекла прикрыть тюлем. Ламбрикен не обязательно должен быть симметричной формы; напротив, асимметричный ламбрикен способен придать комнате оригинальный и изысканный вид.
Если балконное окно входит в более сложную конструкцию, включающую другие окна (что чаще всего и наблюдается), или если в комнате есть окна, расположенные в других стенах, все они должны быть оформлены по единому дизайнерскому плану.
Конкретный дизайн балконного окна напрямую зависит от назначения комнаты. В помещении, которому желательно придать атмосферу приватности, неплохо использовать полупрозрачные шторы, плотно закрывающие стекла – их можно крепить прямо на оконную раму, а открывать, вернее, поднимать и опускать, при помощи специального механизма. С этой целью лучше смотрятся ткани пористой структуры типа муслина, которые можно сначала заложить складками, а потом туго натянуть в вертикальном направлении.

Балконные двери открываются либо внутрь, либо наружу. В первом случае штанга, на которой крепится штора, должна отстоять от стены на достаточное расстояние, чтобы не мешать механизму открывания и закрывания дверей.

Очень хороши на балконных дверях шторы типа жалюзи, за исключением австрийских штор, которые в силу своей пышности не очень подходят к вертикальным окнам. Зато римские шторы или ролль-ставни окажутся весьма уместными, в том числе и потому, что их фиксированное по вертикали расположение позволяет легко регулировать размер и форму открытой части окна. Изготовленные из однотонной ткани, они могут быть украшены более яркими лентами или тесьмой, чтобы акцентировать на себе внимание. Помимо однотонной, можно использовать и набивную ткань, но предпочтение следует отдать тканям в полоску или мелкую клетку – цветочные мотивы на балконных окнах смотрятся не так эффектно.

Эркерные окна

Бытует мнение, что декорация эркерных окон представляет собой большую проблему, но с этим мнением трудно согласиться. С оформлением эркерных окон способен справиться любой декоратор, если, конечно, будет помнить главное правило: сколько бы окон ни размещалось в эркере (обычно их может быть от трех до шести или даже семи), все они должны быть решены одинаково, в едином дизайнерском стиле. Конкретное решение часто зависит от того, насколько велики стенные проемы между окнами.

Если эркер не слишком выдается наружу, проемы стены между отдельными окнами малы, а образуемая ниша используется как часть комнаты, разумно подойти к оформлению всего эркера так, как если бы он представлял собой одно окно и повесить с двух сторон по одинарной шторе, объединив их общим карнизом или ламбрикеном. Карниз должен повторять ломаную линию эркера. Если же стенные проемы между отдельными окнами достаточно велики, их лучше тоже завесить драпировками. Иначе говоря, принцип в обоих случаях остается тем же: весь ансамбль декорируется как единое целое. К сожалению, обойтись одной шторой здесь нельзя, поскольку вся конструкция получится слишком тяжелой и к тому же неудобной в использовании.
Еще одним удачным вариантом может стать применение полупрозрачного тюля, которым либо затягивается вся застекленная область эркера, либо каждое окно по отдельности. Между ними, в стратегически важных точках, можно разместить более плотные драпировки.
Традиция украшать эркерные окна тяжелыми драпировками с ламбрикенами идет из XVIII-XIX веков, когда они были весьма популярны. Следует отметить, что эркеры относятся к тому типу окон, на которых ламбрикены смотрятся особенно эффектно, именно в силу того, что они позволяют объединить несколько окон в цельный ансамбль, поэтому традиционный подход в данном случае можно считать наилучшим. Не стоит только слишком увлекаться декоративными элементами при решении ламбрикена; акцент лучше сделать на его конфигурацию. Наряду с ламбрикеном или вместо него может быть использован красивый карниз, который должен состоять из нескольких фрагментов, соединенных под углом.

Если форма эркера позволяет, можно также укрепить шторы на плавно изогнутой металлической штанге. Этим приемом достигается сглаживание присущей эркеру «угловатости», отчего все помещение приобретает более уютный вид.

Особенно внимательного подхода требует эркер, не отличающийся удачными пропорциями и как бы «конфликтующий» с остальной частью помещения. Возможный выход из положения видится в том, чтобы не пытаться замаскировать эркер, но, напротив, подчеркнуть его «особость», выделив в отдельную небольшую зону. Драпировки, решенные в стиле театрального занавеса, прекрасно справятся с этой задачей. Дополнительно можно усилить акцент на уединенности образовавшегося «уголка», разместив в нем, например, кресло с подушками, обитыми той же тканью, из которой изготовлены шторы.

Иногда в комнате, помимо эркерного, есть и простое окно. В его драпировке желательно повторить мотивы, используемые для оформления эркера: либо карнизы, либо ламбрикен той же конфигурации.

В заключение можно сказать следующее: эркер – исключительно красивая архитектурная конструкция, как при взгляде снаружи, так и изнутри. Поэтому при его оформлении важно не затушевывать, а подчеркивать эту красоту. Комната с удачно декорированным эркером может стать настоящим украшением жилища.