Главная / Азбука / Азбука декоратора


Глава 2

АЗБУКА ДЕКОРАТОРА
Составные и основные части штор, материалы и фурнитура для них. Типы окон и способ их оформления.

Драпировка окна – это важнейший элемент интерьера, совершенно особенный и уникальный. Почему? Так, сказать, красива или нет та или иная мебель можно и в магазине или даже просто глядя на них в каталоге. Но про шторы такое сказать будет затруднительно. Узнать, подходят ли они или нет можно только тогда, когда они будут на своем месте, превратятся из простого куска материала в целостный элемент интерьера.
Шторы – это большое множество деталей, весьма не простых, изготовленных как из ткани, так и нет. К текстилю относятся тюль, портьеры, элементы декора (такие как ленты, шнуры или тесьма). К остальным – наконечники и карнизы. Существуют шторы нескольких типов. Самые простейшие – это укрепленное тканевое полотно (портьера или тюль). Есть и более сложные модели, включающие дополнительные элементы, такие как ламбрикен.
Потому очень важно правильно подобрать все элементы штор, чтобы они хорошо сочетались между собой. И на сегодняшний день есть опыт столетий, позволяющий решать эти задачи огромным количеством способов.

Карнизы

Именно на карнизе и крепятся шторы. Без них расположить их на окне было бы проблематично. Различают два типа карнизов: технические, предназначенные сугубо для крепления штор, и декоративные, которые также прекрасно выполняют основную функцию, но помимо этого являются и хорошим украшением для интерьера. Зачастую первый вариант стараются «замаскировать», спрятать при помощи полотна, но для второго, что понятно, все наоборот – он должен быть виден. Декоративные карнизы должны быть выполнены так, чтобы полностью сочетаться с остальным оформлением помещения, создавать со шторами единый элемент интерьера.

Конструктивно это достаточно непростая вещь. Карниз включает в себя несущую штангу, крепления, крюки и профиль.

Штанга

Штанга – одна из важнейших составляющих конструкции карниза. Она представляет собой трубу, выполненную из металла или дерева, которая монтируется на потолке или стене, при помощи креплений. Именно к штанге прикрепляется тюль и портьера. Если она выполнена из металла, то она может быть в двух вариантах – полая или цельнолитая. Плюс первого типа – легкость и дешевизна, однако, если вы выберете второй – то ваша штанга будет прочнее и сможет выдержать шторы

От чего зависит, сколько у штанги должно быть держателей? Конечно же, от ее размеров. Если штанга имеет только 2 метра в длину – достаточно двух штук. Если больше – то нужны дополнительные держатели. Если шторы особо тяжелые, протянутые вдоль все стены, то они необходимы на дистанции каждый полтора-два метра.

Крепятся шторы к карнизу разными способами:
  • Бантики.
  • Тесьма.
  • Петли.
  • Люверсы.
  • Узлы.
  • Кулиск.

Выбирая способ, дизайнер должен иметь в виду, что свои предпочтения он должен отдавать не только исходя из внешнего вида штор, их фактуры, цвета, стиля, но и из их характеристик, таких как длина и вес портьеры.

Закругленная штанга

Выбирая тип штанги, нужно учитывать то, как она будет вписываться в интерьер всей помещения. Если комната достаточно большая, но окно мало и не занимает не всю площадь стены, то следует уделить внимание тому, чтобы нельзя было увидеть зазор между полотном и стеклом, что не является слишком красивым. Избавиться от этого можно. Достаточно использовать штангу, по форме напоминающую букву С. Концы этой «буквы» закрепляются в стене. Прекрасным материалом для такого изделия является алюминий, который достаточно просто сгибать в различные формы. Таким образом, штора доходит до стены, потому вы никогда не увидите зазор между ней и окном.

Где закругленная штанга будет необходима в применении? В тех помещениях, где от вертикальных границ штор до углов расстояние составляет два и более метра. Если оно меньше – возможный зазор не будет заметен, потому закругленной штангой можно пренебречь.

Наконечники

Последний, но не менее важный элемент штанги – наконечник. Что это такое? Наконечник – декоративная деталь, которая устанавливается на открытые концы штанги. Несмотря на свою, казалось бы, второстепенность, это важная деталь в оформлении окна. Будучи красивой и стильной формы, наконечник будет скрывать вступающие за край шторы концы карниза. Это прекрасное дополнение к дизайну окна.
С их помощью можно подчеркнуть те или иные особенности штор. Например, некоторые рисунки на полотне можно повторить и воспроизвести и в наконечниках, только уже в объеме. Также, это прекрасный способ сделать единым стиль штор и всей мебели. Потому наконечники должны сочетаться со всеми остальными элементами интерьера, прекрасно дополняя его, подчеркивая те или иные особенности.
Приведем пример. Если помещение имеет оформление в стиле «катри» - советуем вам выбрать простые наконечники без каких-либо изысков. Грубоватые формы прекрасно подчеркнут ваш интерьер, например. Хорошим вариантом будет кубический или сферический наконечник, обмотанный веревкой. Если же наоборот, ваша комната обладает уникальным, сложным, вычурным оформлением, то выберите деталь более сложной формы. Подобный вариант прекрасно подойдет к кабинету с мебелью из дорогого дерева, где карниз будет из подобного же материала, с вычурным и сложным наконечником.

Выбор таких изделий практически бесконечен - от простых сферических или кубических, до сложных спиралей, цветов, бантов или листьев, стилизованных животных или растений. Единственное ограничение – это фантазия дизайнера и интерьер комнаты, в которой необходимо нужно это воплотить.

Профиль

Профили – это детали из металла, находящие свое применение в сложных оформлениях окон, например, с использованием ламбрикенов. Представляет он собой прямоугольное и полое изделие со смонтированными рельсами. По ним движутся специальные крюки-крепления, с колесиками или без. Возможно и существование профиля с «липучкой». С ее помощью к нему крепят ламбрикен.
Существуют приспособления двух типов: загнутые (функция их аналогична загнутым штангам) и прямые. Но роль у них одна - каркас для ламбрикена. Монтируют профили как на стене, подобно штангам, так и в потолке. Такое приспособление применяется для римских, австрийских и французских штор. Также, это подходит и для жалюзи или арочных окон.
Для создания уникального, нестандартного дизайна штор можно использовать и расположение таких крючьев, если правильно продумать места, где они должны быть. Например, крюк прямо над шторой и два по сторонам от него, но на другой высоте. Портьеры с узлами, прикрепленные к таким элементам, образуют ассиметричный и красивый рисунок, поражающий в том числе и своей оригинальностью. Потому, выбирая декоративные крючья, учтите внешний вид карниза и штор, делая их едиными в стиле.
От простого к сложному

Простые шторы

Простая штора – это обычное полотно, прямоугольной формы, с или без декоративной отделки, просто закрепленное в карнизе. Функция у нее самая простая – защищать помещение от излишнего солнечного света. Штора может быть представлена одним полотнищем, двойным, которое можно раздвигать и сдвигать. Помимо портьеры, необходим и тюль. Длина простой шторы может быть совершенно разной – короткие, даже не полностью закрывающие окно, так и длинные, доходящие до пола. Но, несмотря на это, суть одна – это простое полотнище ткани, не имеющее подкроев и подобных ему декоративных элементов.

Преимуществом простых штор является универсальность. Это прекрасный элемент оконной драпировки, который будет уместен при любом оформлении интерьера. Благодаря своей простоте и нейтральности, такая штора никогда не будет «мешать» дизайну помещения.

Но при этом это прекрасное поле для творческих экспериментов, в фактуре, в цвете, в декоративных элементах таких штор. Любите лаконичность и простоту? Можно создать штору с подкладкой подходящего цвета. Используя для этого текстиль с прорезиненной тканью, можно создать хороший вариант для спальни, максимально затемняющий помещение при возникшей необходимости.

Дизайнер всегда должен помнить, что простую штору можно использовать практически везде, и что она прекрасно подойдет для различных типов интерьера, а с ней совместимы самые разные элементы декора. Простая штора, как мы уже писали, прекрасно подойдет для всевозможных творческих задумок и попыток сделать ваше помещение действительно уникальным.

Сложные шторы

Сложная штора – это целый комплекс, где основой является стандартная простая штора с применением различных дополнительных элементов, как конструктивных, так и декоративных. В самом общем виде это простая штора плюс ламбрикен и декоративные элементы. Можно запомнить, что основное отличие простой от сложной – это наличие этого ламбрикена.

Ламбрикены

Ламбрикен - это сложный элемент, место которого – в верхней части шторы. Это ее «венец», важнейший и центральный элемент оформления окна, именно от него должен отталкиваться дизайнер, планируя стиль будущих штор.
Некоторые считают, что ламбрикеном можно называть только один тип этих элементов, выполненный в традиционном стиле. Вряд ли такое мнение можно назвать правильным. Ламбрикен достаточно универсален и представляет собой прекрасный пример элемента дизайна, открывающего большой просто в творчестве. Он подойдет и для ампира, и для модерна. Единственное, что важно – правильно подобрать дизайн штор, все ее элементы, в том числе и ламбрикен, должны идеально сочетаться между собой.
Это весьма непростая конструкция, имеющая огромное множество частей и элементов: джаботы, бандо, сваги, шнуры, ленты, тесьма и многое другое.

Из-за своего разнообразия и универсальности ламбрикены очень часто используются дизайнерами и оформителями помещений. Штора с такими элементами способна прекрасно вписаться в любой интерьер, замечательно там выглядеть. А большое количество элементов позволяет подходить к их сочетанию и использованию весьма творчески, создавая новые типы и фасоны штор, для того или иного интерьера. Ламбрикены способны украсить любое помещение, стать прекрасным элементом для драпировки окна и скрыть те или иные его недостатки, изменяя его пропорции и многое другое. Они подходят для любых стилей – барокко, хай-тек, модерн, кантри и многие другие.

Перед тем, как выбрать ткань для штор – следует определить, как нужно декорировать окно. При этом надо постоянно обращать внимание на остальные элементы, ламбрикены, декор и другое. Они должны гармонировать и сочетаться друг с другом.

Бандо

Основа ламбрикена – это бандо. Она играет роль карниза, только изготовленного из ткани, каркаса, на который крепятся все декоративные элементы и детали. Классифицируются бандо по разным признакам:

  • Мягкие и жесткие.
  • В натяжку или со складками.
  • Ровные, фигурные или ступенчатые.
  • Одноцветные и многоцветные.
Бандо очень важная часть драпировки окна, его выбор зависит от формы, цвета, уровня подрезки. К примеру, если она выполнена волнообразно – то такое бандо прекрасно будет сочетаться с оформлением интерьера в стиле барокко. Если же она будет иметь кубический рельеф - подойдет для модерна или хай-тека.

Обработка основы бандо

Создавая бандо, следует использовать материал с включением флизелина, с клеевой поверхностью. Существуют два типа его изготовления – горячий и холодный.

При последнем способе с основы флизелина удаляют защиту, прижимают к ней ткань, играющую роль лицевой стороны бандо. Если же используется горячий метод – флизелиновую основу скрепляют с изнанкой при помощи утюга или иного подобной технике.

Более предпочтительным является именно такой способ. Почему, спросите вы? Таким образом можно добиться хороших показателей жесткости без деформации ткани, при этом это намного экономичнее и занимает меньше времени. Но есть такие материалы, где горячий метод применить попросту будет невозможно. Например, к таким относится шелк, под воздействием больших температур он сильно изменяться в размерах и дает усадку. Неприемлем горячий способ также для тканей, которые имеют рельеф, так как от таких воздействий он очень сильно деформируется и меняет свою форму (примером таких могут быть буклированные и жатые). Потому выбор метода изготовления бандо зависит от типа ткани. Если она плохо переносит высокую температуру – отдайте предпочтение холодному способу. В ином случае - горячий. Прекрасно подойдет для создания бандо ткань с основой из вискозо-полиэстра.

Боковые стороны такого изделия обязательно нужно заворачивать и жестко закреплять, создавая своеобразную «коробочку». Свободно свисающие края бандо – типичная ошибка неопытного дизайнера, прозванная их товарищами «ушами спаниеля». Почему же он так плох? Чем больше пройдет времени – тем большие такие «уши» будут загибаться, мяться, а штора станет менее эстетичной. Если ваше бандо имеет боковую сторону с шириной практически полуметр и более – ему требуется дополнительное крепление с помощью профилей. Это поможет сохранить ему свою первоначальную форму. Если же бандо будет очень большим – каркас нужен на всех сторонах. Тогда оно не будет деформироваться, терять свой внешний вид со временем.

Основа для бандо из флизелина

Существует несколько типов основы из флизелина для бандо. Различаются они по своим размерам, толщине и стоимости. Очень часто именно из-за последнего фактора дизайнеры допускают ошибку, выбирая недорогой, но слишком тонкий и некачественный флизелин, больше походящий на бумагу. Такой материал никогда не будет способен сохранять свою форму, что в данном случае просто обязательно. Потому, если вы не желаете, чтобы бандо пришло в негодность уже через пару месяцев – не скупитесь на качественный флизелин. Не стоит забывать и о том, что плохие ткани плохо обрабатываются и недолговечны, даже при самом хорошем уходе – на них образуются пузыри, заломы, иные деформации, выдающие плохую работу дизайнера. Слишком тонкий флизелин также прибавит сложностей с прикреплением дополнительных элементов декора – под их весом он может попросту смяться и изменить свой внешний вид.

Основа из флизелина бывает разной ширины – шестьдесят, девяносто или сто двадцать сантиметров. Для новичка в создании и оформлении штор прекрасно подойдет материал, уже имеющий разметку, линии кроя и указатели. Это существенно облегчит его работу и поможет не допустить лишних ошибок. Также, практикуясь на таком материале, дизайнер быстрее «набьет руку» и сможет далее уже проводить замеры и составлять выкройку без помощи такой разметки.

Формы и типы бандо

Как уже было сказано выше, бандо является основной частью ламбрикена, его внешний вид и оформление имеют большое значение, так как именно они влияют на то, как будет воплощены в жизнь все идеи, касающиеся драпировки окон. Возможность изменять его конфигурацию дает дизайнеру возможность для полета мысли, для создания и воплощения даже самых смелых фантазий. Но даже при этом следует знать и помнить несколько важных вещей. Первое: рисунок и оформление бандо должно соответствовать общему стилю. Второе: должны будут учтены несколько правил. Это не просто какие-то традиции, это выводы, диктуемые пропорциями.

Используя бандо с ровными нижними краями, следует задавать для высоты одну седьмую от аналогичного параметра окна. То есть, если оно имеет высоту в 2.8-3 метра, то высота бандо будет от сорока до сорока пяти сантиметров. Прекрасно подойдет для этого флизелин с шириной 60 см.

Для большого количеств стилей (например, ар-деко, барокко, греко-римский) требуется фигурная форма бандо: ступенчатая, в виде квадратов, волнообразная, в форме меандра и многое, многое другое. Но при создании такого элемента требуется несколько большее количество флизелина. К примеру: если боковая сторона бандо больше центра даже на 20 сантиметров – придется использовать материал с шириной в 90 сантиметров.

Более крупный флизелин (120 см) будет необходим в том случае, если драпируются окна нестандартных форм, таких как сверхвысокие. Иногда такая ширина необходима для бандо с многоступенчатым подрезом. Но даже в этом случае следует помнить, что самая узкая его часть должна быть равна одной седьмой от высоты окна и изменять свои размеры пропорционально.

Конфигурацию бандо разрабатывается с опорой на орнамент или рапорт ткани. Потому, если он повторяет форму растений, цветов или иных фигур – они должны быть воспроизведены и на бандо. Все это требует немалого опыта и мастерства, для того, чтобы хорошо драпировать окна, нужно иметь возможность визуально оценивать их, представлять, нужен поставленный глаз. Не лишним будет, если эскизы будут выполняться на распечатанных фотографиях того окна, которому требуется оформление.

Как работать с бархатом для бандо

Если лицевая сторона бандо выполнена из бархата – это выглядит изысканно, красиво и очень привлекательно. Если вы желаете создать роскошный интерьер – то это для вас. Но следует помнить, что бархат относится к таким материалам, что требует специальной технологии обработки. Он достаточно «капризен», и малейшее отступление от предписанных методов способен испортить его и свести все старания на нет. Даже самый небольшой дефект при работе с бархатом очень сильно заметен, в отличие от остальных тканей, и способен порушить весь замысел декоратора.

Так, для широкого бандо (более 3 метров) необходима выкройка из нескольких кусков ткани. А в этом случае нужно соблюсти несколько правил. Первое – направление ворса на всех частях кроя должно быть одинаково. Второе – флизелиновую основу следует крепить к бандо холодным методом. Применим и горячий способ, но тогда следует использовать ческу (поверхность с металлическими щетинками). В этом случае ткань укладывают лицевой стороной на эти щетинки, а сверху уже осуществляется обработка утюгом. Тогда ворсинки ткани свисают между ними и не будут изменять своей формы под воздействием пара и высокой температуры. Без использования чески внешний вид бархата в этом месте будет слишком сильно отличаться от основного полотка, как по текстуре, так и по оттенку.

Крепление боковых сторон бандо

На данный момент есть три способа, которыми можно прикрепить боковую сторону бандо к основному полотну. Надежным, но трудоемким способом, является горячее припаривание. Но для него также необходимы вспомогательные материалы – один жесткий и с щетиной, другой же помягче, с петлями. Вместе они образуют жесткое соединение, благодаря которому бандо не деформируется.

Второй способ – пристрочка к основе. Способ более грубый, зачастую шов портит внешний вид бандо, но если подложить под стык бейку – шва не будет видно, но будет декоративный кант, выглядящий весьма и весьма красиво.

Но самый простой и недорогой метод – текстильный скотч. Это специальный материал, имеющий слой клея с обеих сторон. Но такая простота дает и свои недостатки. Главный – недостаточная долговечность. Несколько лет эксплуатации – и все, бандо будет расклеиваться. Также, такие шторы уже нельзя будет отдать в химчистку, потому поддерживать в идеальной чистоте такие шторы будет просто нереально. Но такой способ прекрасно подойдет для кратковременной службы – например, занавески для летнего домика на даче. Подойдет такой метод и для штор, которые будут вам нужны лишь для одного театрального представления.

Интересным вариантом драпировки окна будет крепление бандо к близлежащим участкам стены. Что для этого нужно? Специальные, небольшие декоративные палочки, на которые подтягивают бока бандо. Что дает подобный прием? Так вы сможете «округлить» комнату, придавая ей изысканную форму, а шторы с таким бандо выглядит очень привлекательно.

Существуют и иные способы применения этого элемента декора. Так, к нему можно добавить люверсы, аппликацию и многое другое.

Сваги

Что такое сваги? Это одна из важнейших частей ламбрикена, конструкция из ткани, внешне выглядящая закругленной, причем за счет ткани образуются красивые и ровные складки. При помощи сваги удобно визуально делить ламбрикен на несколько одинаковых частей. Но, если так того требует соображения эстетичности, их можно сделать и неравномерными, симметричными к центру и нет.

От чего зависит то, как выглядят сваги? Во-первых, от структуры ткани. Во-вторых, от того, как она была скроена. Сваги дают возможность добиться идеального провисания полотна, несколькими ровными складками. Пряма скройка их даст возможность создавать складки, очень похожие на плиссированные. Мягкая ткань придает свагам эластичность, жесткая же наоборот. Если вы собираетесь декорировать окно в современном стиле, то предпочтительнее выбрать скроенный по прямой материал, с металлизированным покрытием. Если же сваги будут уложены под сорок пять градусов – это подойдет для авангарда или подобного ему агрессивного и жесткого стиля. В иных стилях прекрасно подойдет сетчатый материал, мягкие ткани с лайкрой и косой кройкой и многое, многое другое. Очень важна и такая характеристика, как плотность ткань. Так, свага из тяжелого полотна добавляет важности, роскоши и чопорности, что подойдет для викторианского стиля или для барокко. Если же нужна романтическая обстановка – нужны ткани, обладающие воздушностью, к примеру, органза.

Многие дизайнеры отмечают, что современный стиль часто использует хаотические формы, неясные, размытые линии и черты. Для этого прекрасным выбором будут сваги со складками разных размеров. Это передаст атмосферу простоты и непосредственности, что очень важно для создания стиля модерн.

Сваги могут быть разными: с «дырками» в виде полукруга, сплошными, где везде есть ткань и полотно. Какую форму лучше выбрать? Все зависит от того, какой материал вы применяете, и какой замысел хотите воплотить в оформлении своего дома.

Интересным вариантом сваг будет тот, что имитирует ткань, которую словно перекинули через карниз. Как она выглядит? Это будет полоса полотна, имеющая складки и обтянутая вокруг карниза. Но, что интересно, на внутренней его стороне ткани не будет. При этом до трети сваги, закрепленной «липом» к бандо, будет выполнять декоративную функцию. Это же касается и остальных сваг, вместе они должны создавать впечатление одного большого участка полотна. Что это вам даст? Прежде всего, вы сможете сэкономить на количестве материала, сделать конструкцию компактной и легкой. А крепление «липом» лучше настоящего обертывания вокруг карниза тем, что ткань не будет изменять свою форму.

Зачастую люди, которые не являются профессионалами в сфере драпировки окон, путают сваги с такими типами штор, как французские и австрийские. Чем они схожы? Такие шторы обладают в верхней части несколькими ниспадающими складками. Но все же они различаются. Если французские и австрийские шторы – это обычная портьера, которая благодаря своей конструкции обладает складками, то свага – это отдельный элемент ламбрикена, обладающий уникальным и специфическим кроем. Также, не следует путать этот элемент с другими, например, с буфами.

Роль сваг в оформлении ламбрикена

Одна из частых ошибок начинающих, не обладающих достаточным опытом декораторов – чрезмерно большое внимание к одному и тому же элементу ламбрикена, использование его как универсального и подходящего для каждой ситуации. Зачастую это касается сваг, которые очень часто использовались в драпировке окон в советское время, и пышные, роскошные шторы того времени нередко выглядели однообразными, однотипными и неоригинальными. И такую ошибку нельзя исправить, даже делая сваги разнообразными и ассиметричными. Но не нужно и переходить в другую крайность. Сваги – прекрасный элемент ламбрикена, но не самый центральный в оформлении штор. Они прекрасно подходят как окончательный штрих, делающий из просто хорошей драпировки изящную и уникальную. Но самое главное, что должен знать абсолютно каждый оформитель – все элементы ламбрикена должны идеально сочетаться как между собой, так и со шторами и общим оформлением интерьера помещения.

Галстук и джабот

Что такое галстук в драпировке окон? Это элемент, располагающийся на ламбрикене вертикально, образующий большое множество интересных и изящных складок. Они могут быть ступенчатыми, скошенными, уложенными внутрь. Его роль – завершающий штрих в оформлении ламбрикена, потому его желательно располагать в самых заметных его частях, которые необходимо подчеркнуть и акцентировать ни них внимание.

Размеры галстуков зависят от того, где их собираются разместить. Если на боковой стороне – он должен быть достаточно крупным и длинным. Если же в центре – то поменьше, там он прекрасно впишется как разделитесь между свагами.

По части размеров галстуки также могут отличаться по крутизне угла и по ширине. Почему же его название такое же, как и у самого популярного элемента мужской одежды? Потому что галстук для ламбрикена повторяет его форму – узкий вверху и сильно расширяющийся внизу, причем в форме треугольника либо дудочки.

Галстук интересен тем, что его можно отнести как к плоскостному элементу драпировки окон, так и объемному. В первом варианте материал сшивается в виде трубы или иной объемной фигуры, а формируется в несколько слоев, создавая ряды складок.

Джабот – тот же галстук, если его разрезать вдоль на две части. Это также интересный элемент оформления ламбрикена. Декоратор может использовать джабот для того, чтобы придать драпировке окон атмосферу завершенности, свести все элементы дизайна в единое целое.

Интересным вариантом будет сочетание и галстука, и джабота, причем первый помещают в центральную часть конструкции, а второй – по левую и правую стороны.

Все дизайнеры отмечают то, что лучший способ сделать окно красивым и эстетически привлекательным – сделать его высоким и крупным. Так через него будет проникать много света, визуально увеличится площадь помещения и будет создаваться ощущение высокого потолка. Потому задача оформления штор – подчеркнуть это достоинство, если же окно не самое высокое – замаскировать это. Для того существует множество вариантов конструкций, но профессиональные дизайнеры отмечают один, главный – ламбрикен с бандо в центре, свагами и джаботами по боковым сторонам. Граница полотна должна строить фигуру, напоминающую овал. Чем больше материала будет по левую и правую сторону – тем более благородным и роскошным будет выглядеть окно, тем больше оно «вырастет» в высоте. При этом очень важно, чтобы линия овала не прерывалась, начинаясь от бандо и заканчиваясь на краях джабота.

Кроме этого, существует еще не один десяток мелких, но важных нюансов. Один из таких – место, где следует размещать джаботы. Если перед вам стоит задача сделать окно «выше», то устанавливать этот элемент нужно на одну треть длины между полом и шторой. Также нужно располагать и прихваты, поддерживающий левый и правый края портьер. Если таких прихватов не один, а два – такой элемент называется «рукав епископа», причем второй должен размещаться между полом и первым прихватом (с соблюдением пропорции один к трем). Если же сделать наоборот – вы визуально сделаете окно ниже и приземистее. «Рукав епископа» прекрасно подойдет к готическому и торжественному стилю и будет сочетаться с даже с окнами с неправильными пропорциями.

Зачастую многие принимают за правду слух, что бандо вверху визуально делает окно приземистее. Истиной это нельзя назвать. Если бандо будет правильно установлено, в заранее рассчитанное место, будет обладать дополнительными элементами (джаботы, сваги и галстуки), то оно наоборот, сделает окно «выше», скроет его недостатки и украсит вашу комнату.

«Пола кардинала»

Под этим названием скрывается интересный вариант конструкции ламбрикена, который является, по сути, чем-то средним между свагом и джаботом. Уникальность его в том, что и тот и другой внешне будут выглядеть как два элемента оформления. Но на самом деле «пола кардинала» выкроена из одного куска полотна, который будет потом собран в единую конструкцию, сохраняющую свою форму.

Как же это сделать? Во-первых, вам понадобится подходящий материал. Для этого требуется полотно, обладающее шириной от трех и более метров. Если же у вас есть только ткань с меньшими размерами – нужно взять два ее фрагмента и соединить (стачать) вместе. При этом особое внимание уделите тому, чтобы рисунок был тщательно подобран и не смещался относительно фрагментом. При этом желательно брать такие отрезки ткани, чтобы можно было сохранить нужный размер даже после подгонки (так, если есть полотно с шириной в 1.5 метра – берите не два, а три его куска, так как часть его неизбежно будет потеряна при подгонке по рапорту). Вдоль края следует разметить высоту джабота, а под углом 90 градусов – ширину свага. Причем последняя должна быть равна утроенному размеру джабота. Далее в нижней части ткани делают выкройку «полы кардинара», соблюдая форму «топорика», после окончания раскройки элемент нужно собрать и закрепить там, где сваг и джабот сходятся. Не лишним будет в этом месте добавить небольшой декоративный элемент, ленту или бант. Также это создаст ощущение, будто такая конструкция соединяется именно с их помощью.

Следует знать, что изготовление «полы кардинала» - процесс трудоемкий, требующий немалого времени и количества ткани. Также такой прием доступен лишь настоящим профессиональным оформителям. Но преимущества его затмевают все сложности и недостатки. Так, если бы мы действительно соединяли сваг и джабот лентой или бантом – такого жесткого и хорошего соединения нельзя было бы добиться в принципе. После владельцу штор постоянно бы приходилось поправлять и создавать складки заново, при этом сделать их идеально ровными было бы просто нереально.

Прихват

Функция любой хорошо скроенной шторы – мешать взглядам непрошенных гостей вечером и ночью, и не давать солнечному свету мешать вам по утрам и днем. Потому они должны раздвигаться и смыкаться. Но этот способ не является единственно верным. Так, еще почти что четыреста лет назад гардины подвязывали при помощи специальных элементов, причем для этого зачастую использовались специальные скобы в стенах, слева и справа от окна, за которые полотно шторы и закладывалось. Несмотря на то, что сейчас это не так популярно, взять такую вещь на вооружение вполне можно.

А вот использованию подвязок для штор сейчас отдают предпочтение многие. Что это дает? Первое и самое главное – это придаст вашему окну уникальный и эстетичный вид, а использование в качестве подвязки ярко-красной ленты поможет не только сделать шторы привлекательнее и «плавне», но и визуально расширить окно. Прихваты также прекрасно пригодятся для того, чтобы изменить длину полотна, но при этом декоратор должен учитывать, что необходим некоторый «запас» материала. Если этого не сделать – после подвязки шторы будут выглядеть, словно обрезанные снизу.

Что очень и очень интересно – прихваты дают огромный простор для фантазии при разработке и созданию дизайна вашего окна, штор и ее элементов. Существует великое множество вариантов, как лаконичные и простые, так и пышущие роскошью и торжеством. Желательно также учитывать и контраст – богатые шторы не нуждаются в излишне ярких подвязках, так как они будут отвлекать внимание от рисунка и оформления всего полотна. А вот для простой шторы роскошная подвязка станет изящным и приятным дополнением.

Такое соединение противоположностей станет прекрасным способом создать уникальный и нестандартный дизайн ваших штор. Так, интересную атмосферу создаст простая, нейтральная по оттенку и относительно легкая ткань, сочетающаяся с роскошной подвязкой, обладающей золотой вышивкой. Но это не значит, что всегда нужно добиваться того, чтобы штора и прихват были абсолютно противоположными по стилю, просто всегда нужна какая-то выделяющаяся, сильно контрастирующая деталь.

Весьма хорошим вариантом будет использование подвязки для штор, представляющих из себя одно полотно. Будучи прихваченной с одной стороны, она создаст уникальную атмосферу домашнего тепла, уюта и комфорта, особенно в сочетании с тюлем.

Есть и иное стилистическое решение: штора и подвязка из одной ткани, но сейчас такой подход нередко считается декораторами архаичным и устаревшим. Из старых идей также можно выделить розетку из абсолютно такой же ткани, которая закреплялась бы в месте перехвата. Его можно использовать с успехом и сейчас, но уделите особое внимание тому, чтобы розетка идеально повторяла форму бутона.

В наше время часто дизайнеры отдают предпочтение шнурам, тесьме и, в качестве прекрасного дополнения, кистям. Причем все это прекрасно смотрится на подвязке, как вместе, так и врозь, потому эти элементы декора достаточно универсальны.

Если вы хотите, чтобы подвязки держались прочнее – вмонтируйте в левый и правый края окна специальные фиксаторы для прихвата. Можно обойтись и без них, но тогда не лишним будет использовать специальный шнур или ленту. В случае, когда вы хотите придать шторам эффектность (особенно если ваши окна достаточно большие, от пола и до потолка) – используйте легкую и простую драпировку с очень широкой лентой. Интересным вариантом будет использовать и наоборот, максимально грубую и простую подвязку, в виде бечевки или тонкого каната.

Когда перед декоратором лежит цель сделать шторы и прихват стилистически едиными – в качестве материала для последнего можно использовать тот же материл, что используется в ткани для орнаментов и рисунков (тесьму на бандо или такие же ленты, как на джаботах и свагах). Также таким образом дизайнер добивается того, что внешне шторы выглядят целостными и завершенными.

Деление штор по высоте

На данный момент есть несколько способов, с помощью которых опытный декоратор может легко изменить форму, а, следовательно, и дизайн штор. И немалая их часть использует различные деления высоты штор.

Первый из таких способов – расположение подвязки или перехвата так, чтобы расстояние от верха до нее составляло одну треть от общей высоты полотна. Также такой метод известен под названием «рюмочка». Его роль – визуально увеличить высоту комнаты и окна, потому он подойдет для относительно низких комнат.

Второй способ является классикой, потому его часто в шутку называют «бабушкины шторы». Здесь перехват расположен посередине полотна. Несмотря на свою старину, такой метод прекрасно подойдет для классического стиля.

Третий способ – расположение перехвата ровно противоположно первому способу – одна треть от нижнего конца штор. Этот метод получил название «будуарного», и он идеально подойдет для спальни или иного достаточно интимного помещения. При этом немая площадь окна получается закрытой. Также такой способ часто применяют в том случае, если из соображений экономии или по другим причинам у декоратора есть минимум ткани.

Буфы

Буфы – это полноценная замена ламбрикену, являющаяся интересным способом украсить верх штор. При их изготовлении используется особая техника – шнуровка ткани. Как это происходит? Все достаточно просто: полотно скрепляется при помощи швов в виде трубы, с определенным диаметром. После этого ткань застрачивается сверху вниз, через равные интервалы. Под конец такую «трубу» затягивают шнурами, получая слегка сжатые полусферы.

Если декоратор хочет создать яркую и живую атмосферу – ему следует использовать трубы разных размеров и из материалов разных оттенков. Желаете привнести в дом романтику и загадку? Используйте буфы с крупными формами, сочетайте их с более малыми «трубами», а в цветах отдайте предпочтение белому и персиковому. Интересным вариантом будет такой, в котором на одну большую полусферу будут две более малые, но яркие. Такое решение декораторы называют «эффектом облака», и подобные буфы найдут свое место в детской комнате.

Можно в качестве материала использовать ткани с металлизированным покрытием. Есть вариант, где в конструкции используются несколько слоев буф, сильно контрастирующих по цвету, либо имеющие один цвет, но с разными оттенками полутонами. Выбор дизайнера зависит лишь от желания клиента, от его фантазии и от того, какие цели перед ним стоят.

Почему вместо обычных ламбрикенов используют буфы? Потому что такое решение – это оригинально, свежо и смело. С их помощью декоратор может нетривиально подойти к драпировке окон, привнести в нее пышность, непосредственность и немного хаоса, что при правильном сочетании выглядит весьма привлекательно. Не лишним будет, если буфы будут сочетаться не только со шторами, но и с постельным бельем в спальне или с обивкой мебели в вашей комнате.

Декоративные элементы

Даже простая и не слишком красивая штора обладает большим потенциалом, из нее можно сделать прекрасное и утонченное дополнение к интерьеру помещения. Как? Просто используя различные элементы декора, правильно расставляя акценты при помощи мельчайших деталей.

Так, самые простые и часто применяющиеся из них – ленты, шнуры с кистями и без, тесьма и многое, многое другое. Несмотря на то, что такие элементы декора на первую пору кажутся несущественными мелочами, на самом деле это не так – к их выбору следует отнестись со всей серьезностью. Даже самый малейший недочет, выраженный в неправильно подобранном шнуре или ленте способен разрушить весь замысел дизайнера и попросту свести все его старания на нет.

Основной принцип, который берут на вооружение грамотные декораторы, таков: украшательство ради украшательства недопустимо и неприемлемо. Каждый, даже самый маленький дизайнерский элемент, должен нести свою цель и выполнять возложенную задачу. Также, он должен составлять единое целое, подходить по стилю и превращать обычные шторы в настоящее произведение искусства.

Хотите сделать их праздничными и красочными? Используйте кружева, кисти, ленты, тесьму (с бахромой, с кисточками и многим другим), люверсы, петли и прихваты. Здесь нет никаких ограничений, только полет вашей фантазии. Помимо этого, декоратору можно использовать подручные материалы, бусы, пуговицы, стразы и другие мелочи, которые смогут послужить неплохим украшением для ваших штор.

Зачастую такие элементы могут послужить путем, по которому оформитель придет к идее уникального и интересного оформления окна. Примеров таких решений множество: деревянные люверсы с белыми шторами, с использованием цветных лент и бантов. Последние можно также заменить канатами или бечевкой, а добавив синих цветов, рисунков на корабельную тематику, можно создать уникальный, «морской» стиль.

Но при этом декоратор должен выполнить достаточно сложные задачи – соблюсти общую стилистику, сделать так, чтобы все элементы сочетались между собой, соблюсти пропорции и правильно подобрать украшения для штор. Потому дизайнер должен быть способен глядеть на то или иное украшение более широким взглядом, чем непрофессионал, видеть его место в будущей драпировке окна.

На сегодняшний день рынок текстиля готов предложить огромный выбор таких маленьких украшений. Из шелка, бархата или простого хлопка, с плетениями, узорами и без них. Неплохим выбором будет приобретение бисера, бусин или золотых шнуров и нитей – сегодня в магазинах декоратор может найти для себя все что угодно. Но это создает и неожиданную трудность – иногда дизайнеру нужно проявлять сдержанность, не скупать все, что можно только по той причине, что это красиво. Потому что применение слишком большого количества несочетающихся между собой украшений может слишком навредить общей задумке, разрушить ее. Неправильно подобранные детали могут подчеркивать не достоинства, а наоборот, недостатки. Потому, в этом деле нужен опыт, нужен не только полет фантазии, но и трезвый расчет.

Профессиональные декораторы знают, что именно следует выбрать, как даже самые маленькие элементы декора смогут подчеркнуть достоинства штор и хорошо замаскировать их недостатки. Начинающим же желательно постоянно прикидывать, как это будет выглядеть в завершенном виде, стараться выбирать такие украшения тщательнее и не стараться брать их слишком много.